Трамвайные вагоны Т-3 » Электрические аппараты защиты » Линейный контактор с реле максимального тока

Линейный контактор служит для включения и выключения силовой цепи вагона при его пуске и переходе на выбег. Кроме того, при работе трамвайного вагона на линии возникают случаи, когда требуется очень быстрое, автоматическое отключение электрических цепей вагона от контактной сети. Такими слу­чаями бывает возникшее короткое замыкание в цепи тягового двигателя при пробое изоляции в различных аппаратах и тяговых двигателях. Поскольку при таком отключении обычно приходится разрывать электрическую дугу большой мощности, то это также осуществляется специально рассчитанным линейным контактором, сблокированным с реле максимального тока. На вагонах «Татра» применяются линейные контакторы SB-791 и SL-11. Их кон­струкция обеспечивает быстрое, в течение 0,05—0,07 с, отклю­чение при коротких замыканиях. За это время ток корот­кого замыкания не успевает достигать наибольшего значения и это в значительной мере предохраняет силовую цепь вагона от разрушения током короткого замыкания (рис. 1).

Диаграмма тока короткого замыкания при выключении линейного контактора

Рис. 1. Диаграмма тока короткого замыкания при выключении линейного контактора.

При возникновении короткого замыкания ток в цепи увеличи­вается не мгновенно, а постепенно, благодаря наличию индуктив­ности устройств тяговых подстанций, машин и аппаратов трам­вайного вагона. При достижении определенной величины тока максимальное реле приходит в действие (время t1), но это действие не мгновенно выключает линейный контактор, так как необхо­димо время на движение и включение контактов максимального реле и на движение контактов и гашение дуги в дугогасительной камере (время t2 и время t3).

Если время выклю­чения контактора (t2 + t3) мало, то он успеет разорвать цепь, не до­пуская нарастания тока короткого замыкания до установившейся (наибольшей) величины. Если время выключе­ния контактора велико, то он не успевает огра­ничить нарастания тока до предельного значе­ния и в цепи будет про­текать чрезмерно боль­шой ток, способный вызвать значительные разрушения аппаратов, а в некоторых случаях может привести к заго­ранию вагона.

Линейный контак­тор (рис. 2) смонти­рован вместе с реле максимального тока на общем основании и при помощи изолято­ров прикреплен к раме кузова. Он расположен с правой стороны вагона в средней части за первой тележкой. От попадания воды и грязи он защищен плотно закрываемым металлическим кожухом с резиновыми уплотнениями.

Линейный контактор с реле макси­мального тока

Рис. 2. Линейный контактор с реле макси­мального тока.

К основанию 1 прикреплено ярмо магнитопровода 2, на сер­дечнике которого расположена низковольтная обмотка катушки электромагнита 3. На якоре 10 расположен главный -подвижной контакт 14. Главный неподвижный контакт 15 укреплен на стойке и соединен электрически с дугогасительной катушкой 16, к кото­рой подходит провод 1S от токоприемника. Соединение подвиж­ного контакта 14 с неподвижным 15 происходит внутри дугогаси­тельной камеры 17. Якорь оттягивают две выключающие пру­жины 12. Для притирания главных контактов имеется притира­ющая пружина 13. Для включения и отключения низковольтных Цепей имеются низковольтные вспомогательные контакты 9. Для того, чтобы ток не проходил по шарнирам, во избежание их при­варивания, имеется гибкий шунт 11.

На общем сердечнике расположены две обмотки — токовая 5 и удерживающая 4. Токовая служит для прохождения тока сило­вой цепи от линейного контактора к выводному проводу 18, а удерживающая является низковольтной. Якорь 7 реле макси­мального тока при своем притяжении к сердечнику воздействует на низковольтные контакты 6.

Регулировочная пружина 8 имеет регулировку, с помощью которой можно отрегулировать величину тока срабатывания реле. Величина тока уставки равна 750 А. Когда водитель нажимает на пусковую педаль вагона, включается низковольтная цепь, подающая ток напряжением 24 В на обмотку 3. Сердечник кон­тактора намагничивается и притягивает якорь 10. При этом глав­ные контакты 14 и 15 соединяются. Тогда ток высокого напряже­ния, подводимый по проводу 18, от токоприемника пройдет через витки дугогасительной обмотки 16 на неподвижный главный кон­такт 15, на соединенный с ним подвижной контакт 14, через гибкий шунт 11 на токовую обмотку реле максимального тока 5 и к выводному проводу.

При включении контактов происходит их «притирание». Когда водитель отпускает пусковую педаль в нулевое положение, низко­вольтная цепь, подающая ток

на обмотку 3, отключается. Сердеч­ник размагничивается, и якорь 10 контактора под действием силы тяжести и с помощью выключающих пружин 12 отпадает, благодаря чему главные контакты 14 и 15 разъединяются. При этом между главными контактами возникает электрическая дуга, которая гасится дугогасительным устройством. Подача тока высокого напряжения к тяговым двигателям прекращается.

Кроме того, выключение линейного контактора может про­изойти без участия водителя под действием реле максимального тока в том случае, когда ток силовой цепи возрастет до 750 А и выше. При включенном линейном контакторе по токовой об­мотке 5 реле максимального тока проходит ток силовой цепи. Если величина тока силовой цепи меньше 750 А, то сила притя­жения якоря 7 недостаточна, чтобы преодолеть усилие пружины 8. При прохождении тока свыше 750 А магнитный поток токовой обмотки 5 реле увеличит силу притяжения якоря 7 настолько, что последний преодолеет усилие пружины 8. Якорь 7 притя­нется к сердечнику и приведет в действие низковольтные кон­такты 6. Одна пара этих контактов отключит питание обмотки катушки 3 линейного контактора 5. Линейный контактор выклю­чится. Другая пара контактов 6 включит цепь удерживающей обмотки 4 реле максимального тока — это предотвращает повтор­ное включение линейного контактора.

Для включения линейного контактора после срабатывания реле максимального тока следует отпустить в нулевое положение пусковую педаль и нажать кнопку «Максимальное реле» на пульте водителя. При этом разрывается цепь питания удерживающей обмотки 4 реле максимального тока и аппарат подготовляется к следующему пуску.

Конструкция линейного контактора SB-791 и его работа ана­логичны описанному выше контактору SL-11.

Главные контакты и дугогасительное устройство контактора SL-11 обладают более мощной разрывной способностью. Кроме того, другой монтаж реле максимального тока и расположение дугогасительной катушки позволили сократить значительно время срабатывания линейного контактора.

Технические данные контактора SL-11 с реле максимального тока следующие:

Номинальное напряжение………………………………………………… 750 В

Ток главных контактов ……………………………………………………. 250 А

Ток уставки реле максимального тока ……………………………… 750±5 А

Напряжение включающей обмотки…………………………………… 24 В

Сопротивление включающей обмотки………………………………. 9,2 Ом

Напряжение удерживающей обмотки реле максимального

тока………………………………………………………………………………… 6,6 В

Сопротивление удерживающей обмотки реле максималь­ного тока        2,43 Ом

Толщина главных контактов…………………………………………….. 7 мм

Толщина изношенных главных контактов…………………………. 4,5

Расстояние между сердечником и якорем контактора в момент включения для:

новых контактов …………………………………………………………. 3,5

изношенных контактов…………………………………………………. 0,5

Расстояние между главными контактами (раствор) … 20 .

Оставить комментарий

 
Рубрики
Последние комментарии